Вы здесь

Духи Алтая (О сотворении мира)

О сотворении мира

Описания путешествий шаманов в верхний или нижний миры, а также рисунки шаманских бубнов дают возможность схематично представить картину мироздания шаманистов Алтая. «У двух валухов шкуры равны» — так формулируется равновеликость Неба и Земли. В эпических преданиях и описаниях шаманских камланий часто упоминаются «дно Неба», «дно Земли», «основание Неба и Земли», «граница мира».

По мнению алтайцев небес много, а ближайшее из них — видимое небо за которым следует ряд других — невидимых, — имеет вид опрокинутой чашки и опирается краями на землю; оно материально и постоянно колеблется. Земля имеет форму чаши, а небо форму купола. Вместе они образуют некую сферу, заключающую в себе реальный мир человека. «Кроме нашего солнечно-лунного мира есть еще 99 миров, имеющих свое небо, свою землю и свой ад. В каждом мире свои управители и на каждой земле созданы люди: наш мир самый меньший и самый низкий, „кара-тенгере“ (черное небо): наше небо имеет 33 круга или слоя, один выше другого:» — так описывали алтайские шаманы устройство мира.

Землю, на которой мы живем, алтайцы называют — действительная земля. Под этой последней есть другая земля, где царствует вечный мрак. Эта область — нижний мир или дальняя земля. Действительная земля, в настоящее время, переживает второй период своего существования. Начало второго периода относят к потопу, о котором рассказывают так.

Вестником наступления потопа был синий козел с железными рогами.
Семь дней бегал козел вокруг земли и неистово блеял.
Семь дней было землетрясение.
Семь дней горели горы.
Семь дней шел дождь.
Семь дней шел с бурею град.
Семь дней шел снег.
После этого наступили морозы.

О наступлении потопа знали братья-праведники. Из них старший был Эрлик, а другой Ульгень. Ульгень одарен был божескими способностями и назывался — книжник. братья построили корабль, на который взяли с собой животных, птиц и пресмыкающихся по одной паре.

Когда кончился потоп, братья вышли из корабля. Ульгень силой книги мудрости стал творить человека. Положил синий цветок-ветренник в золотую чашку. Старший брат Эрлик похитил у него часть цветка и сотворил тоже человека.

Разгневался Ульгень на брата и проклял его творение, сказав: «Пусть будет сотворенный тобой народ черный и опоясан черным ремнем. Мой народ будет белым и пойдет на восход, а твой черный на запад».
Черный народ покрыл бубен кожей и первым стал камлать на земле.

Ульгень и Эрлик два наиболее популярных алтайских божества. Ульгень выступает то, как демиург, то, как небесное антропоморфное божество, живущее на том или ином слое небес, обладающее семьей, среди которой упоминается мать, жена, большое, но различное число сыновей и дочерей. Ульгень является воплощением небесного начала, но не следует рассматривать его как божество бесконечно «доброе» по отношению к человеку. Для религиозных верований алтайцев- шаманистов не характерно яркое проявление дуализма, противопоставление двух начал: доброго Улгеня и злого Эрлика:

Алтайцы остро ощущали близость земли и отдаленность неба, а потому Эрлику — носителю «злого», темного начала уделялось большее внимания, чем Ульгеню, удалившемуся от земных дел на небо. Эрлик — глава и властелин подземного мира. Но его царство не аналог европейского ада мира мертвых. Также Эрлик — не алтайский вариант европейского дьявола, а воплощение живого, земного начала. Эрлик равновелик Ульгеню, более того, он воспринимался людьми как отец, научивший своих детей музыке, сексу и шаманизму. Ульгень и Эрлик — два начала мироздания, две противоположности, порождающие жизнь на Алтае. Ульгень и Эрлик — две противоположности, необходимые друг другу. Их противодействие есть та самая пружина, что приводит мир в движение: Полностью властью над миром не обладает ни один из них. Лишь вместе они способны творить. Здесь нет места абсолютному злу или добру, заблуждению или истине. По-видимому, аборигены Алтая тонко чувствовали, что в мире действуют разнонаправленные силы, но они ощущали и гармонию мира как совокупный результат действия этих самых сил. Их сознание противилось тому, чтобы расчленять цельный мир на непримиримые противоположности.

При написании раздела использовались материалы Фонда редкой книги и отдела краеведения библиотеки им.Шишкова (Барнаул). Ведущий раздела — Н.Зимин